ПРОТОКОЛ № 4

собрания представителей черкесских общественных организаций России

 

г.Сочи                                                                                        5 июня 2011г.

 

Присутствовали:

Ажахов К.М. – председатель собрания, Президент МЧА

Черкесов М.Х. – секретарь

Хафицэ М.М., Хапай А., Богус А.Ш., Едыдж М.Э., Машитлев Р., Жужуев Т.М., Аджигиреев А.А., Тешев М., Гваше Р.И.., Тлиф Х.У, Гвашев А.Ю., Битоков А., Адамоков А.,  Нибо А.

 

Повестка дня:

О 150-летии учреждения государственного органа Черкесии – Великого Меджлиса Вольности черкесов.

 

Председатель собрания К.М. Ажахов открыл заседание, ознакомил присутствующих с повесткой дня. Отметив огромное значение Великого Меджлиса в истории черкесов, он предоставил слово М.Х. Черкесову для сообщения по этому поводу.

Черкесов М.Х.: 150 лет назад здесь, на берегу Черного моря у реки Псахе был создан Меджлис, сыгравший огромную роль в истории черкесов. Сегодня мы собрались здесь не только вспомнить и почтить память тех, кто создал Великий меджлис – Хасэшхуэ, но и подтвердить нашу приверженность их идеалам и целям: любви к свободе, своему народу, общечеловеческим ценностям, и что цели и задачи наших предшественников, учредивших Хасэ, и сегодня актуальны.

Далее М.Х. Черкесов вкратце рассказал историю этого события (историческая справка прилагается).

Также на собрании выступили Гвашев Р., Хапай А., Адамоков А., Гвашев А. и др.

Заслушав и обсудив выступление М.Х. Черкесова, собрание постановило:

1. Принять обращение (или декларацию) к парламентам Кабардино-Балкарской Республики,  Карачаево-Черкесской Республики, Республики Адыгея, Краснодарского края, руководителям черкесских общественных организаций в Российской Федерации и за рубежом в связи со 150-летием учреждения первого государственного органа Черкесии – Великого Меджлиса Вольности черкесов.

2.Ознакомившись с предложенными проектами, образовать редакционную комиссию по подготовке обращения в составе Хафицэ М.М., Богус А.Ш., Машитлева Р., Нибо А, Едыдж М., Черкесова М.

3. После согласования со всеми участниками собрания, текст обращения перевести на английский, арабский, турецкий, русский языки и обнародовать.

 

 

Председатель собрания                                              Ажахов К.М.

 

секретарь                                                                     Черкесов М.Х.   

 

 

 

Историческая справка

 

 

150 лет Великому Свободному Заседанию

(Великому Меджлису Вольности черкесов)

 

25 июня 2011 года исполнилось 150 лет со дня учреждения «Великого Свободного Заседания» - первого черкесского органа государственной власти, события, ставшего важной вехой в истории Черкесии.

 

С конца XVII века общественно-политическое развитие народов Северного Кавказа проходило в условиях сложной международной обстановки. Здесь столкнулись интересы России, Турции, других европейских государств. Историческая нестабильность региона, постоянные внешние вызовы привели коренных жителей - черкесов - к выработке общественно-политического устройства, которое совмещало социальную структуру с военной организацией. В этом процессе участвовала вся система общественных связей, и все социальные ниши в той или иной степени были заполнены элементами военной организации. Такое сочетание обеспечивало этносу физическое выживание и социокультурное воспроизводство.

Выполняя эти функции, традиционно у черкесов сложились органы самоуправления, такие как народное собрание, совет старейшин, система различных судов, институт княжеско-дворянской власти.

Народные собрания - Хасэ - выполняли ряд политико-управленческих функций и созывались для решения важнейших вопросов жизни общества и внешнеполитических проблем. Представители всех свободных сословий могли принять участие в народном собрании и влиять на принятие тех или иных решений. Для того чтобы эти решения получили силу закона, требовалось абсолютное единодушие всех присутствующих по данному вопросу.                 Дж. Лонгворт писал: «…для решения какого-нибудь вопроса простого большинства недостаточно; если они не пришли к единому мнению, они расходятся, не приняв никакого решения, так как ни один из них не будет подчиняться мнению, который он не разделяет». Такой порядок принятия решений препятствовал политической консолидации черкесских племен и превращению Хасэ в полновесный орган государственной власти. Когда же достигалось абсолютное единение, о принятии решения объявлялось народу, который давал присягу его выполнить. Составлялся соответствующий документ - дефтер.

В условиях Русско-Кавказской войны важнейшей задачей Хасы являлась организация вооруженной борьбы против царской России за свою независимость. Однако успешному ведению оборонительной войны препятствовало отсутствие политического единства черкесских субэтносов, общенационального правительства и согласованной оборонной системы. Конечно, можно говорить об  эффективности многих традиционных социальных институтов черкесов и способов ведения боевых действий, поскольку Черкесия выдерживала чрезвычайное напряжение на протяжении столетия. Современников поражало такое долгое сопротивление регулярным царским войскам при отсутствии общего руководства.

Вместе с тем, нарастание угрозы со стороны России показало неспособность традиционной политической системы организовать адекватный отпор натиску царских войск. Неудачи антиколониальной войны остро поставили перед черкесами вопрос о необходимости серьезных политических преобразований и создания механизма государственной власти, способной координировать действия борющихся за свободу горцев.

Попытки введения нового политического устройства в Черкесии предпринимались неоднократно. В Кабарде в результате шариатского движения было установлено «духовное правление», просуществовавшее с 1807 по 1822 год. Но процесс ее подчинения Российской империи резко опережал темпы общественно-политических преобразований в ней и, в конечном счете, перечеркнул их. Кабарда окончательно была покорена к 1825г.

Адыгские субэтносы в Западной Черкесии как бы перенимают от кабардинцев эстафету социальных реформ адыгского общества, углубляя и радикализируя их. В отличие от Кабарды эти преобразования имели несравненно более широкую социальную базу. Начавшись раньше открытого наступления царизма против Западной Черкесии, они в дальнейшем усиливались по мере нарастания его экспансии.

Военные и политические лидеры Черкесии остро осознавали необходимость скорейшего объединения сил для отражения колониальной агрессии царской России. В результате Русско-Турецкой воины 1828-1829 г. коренным образом изменился международный статус 3ападной Черкесии. В эти годы начались консультации с целью заключения союза между субэтносами. В декабре 1829 г. состоялось большое союзное собрание на реке Пикиага. На нем обсуждались политика и тактика горского населения по отношению к русским войскам, продолжавшим захват черкесских земель и истребление мирного населения. Объединительные тенденции усилились после карательного похода войск генерала И.Ф. Паскевича в Черкесию. Они созвали Великое народное собрание и приняли обращение ко всем странам мира. Собравшиеся просили помощи и поддержки в их борьбе против России. В случае вывода русских войск с территории Северного Кавказа горцы были готовы идти на соглашение с Россией. Однако ни со стороны России, ни со стороны западных держав никаких заявлений не последовало.

Другой крупный военно-политический союз был заключен между убыхами, шапсугами, абадзехами, натухайцами и другими субэтносами в 1834г. Условия этого союза предусматривали объединение вооруженных сил горцев, недопущение связей с русской администрацией и населением и запрет на ведение сепаратных переговоров. Через год была принята «Декларация независимости Черкесии», подтвердившая, что черкесы не являются подданными России, никогда таковыми не были и не будут таковыми и в дальнейшем. В июле 1836 г. в Лондоне  в периодическом органе министерства иностранных дел Великобритании «Portfjlio» была опубликована декларация Черкесии о ее независимости, а на прилагавшейся карте, редактированной лордом Пальмерстоном, Черкесия была обозначена как независимая страна. Национальный флаг с 12 звездами и тремя перекрещенными стрелами, принятый в 30-х годах XIX -го столетия, стал символом единения черкесов.

Следующим этапом политических реформ стало Адагумское собрание (1848-1849 гг.), оформившее конфедерацию шапсугов, натухажцев, абадзехов и убыхов. Было установило новое деление территории на равные общины, каждая из которых состояла из сотни дворов. Каждая сотня дворов делилась на десятки дворов и десять их представителей образовывали совет во главе с имамом и общинный суд. Эти общины являлись маленькими независимыми республиками. Черкесия отныне становилась федерацией таких республик.

Другой инновацией стало теократическое государство наиба Шамиля Мухаммед-Амина, временами расширявшее свои границы до пределов всей Западной Черкесии (1848-1859гг.). Учрежденные им мехкеме (с административно-политическими, судебными и оборонными функциями) явились модификациями правовой культуры адыгов, сочетавшими в своей основе нормы обычного и мусульманского права. Но успехи Мухаммед-Амина оказались недолговременными. Привнесенные извне теократизированные порядки не синтезировались с демократическими ориентациями шапсугов, натухайцев и абадзехов. После пленения Шамиля и капитуляции Магомет-Амина, черкесское общество вернулось к собственным принципам организации конфедеративного государства во главе с коллегиальным руководством - Хасэ.

Итогом политических преобразований периода Кавказской войны стало создание Великого Меджлиса в 1861 г., куда вошли области, ещё не захваченные Российской империей.

13 июня (25 июня по новому стилю) 1861г. представители убы­хов, абадзехов и шапсугов  на съезде, состоявшемся в долине р. Сочи, «учредили между собой чрез­вычайный союз» и образовали Меджлис - высший законодательный орган Черкесии  под наименованием Великого Свободного заседания (другое название - Великий Меджлис Вольности черкесов). О возникновении государства черкесов были поставлены в известность царская Россия, Турция, Англия и Франция.

Политическая платформа Медж­лиса строилась на праве черкесов на независимость и самоопределение. В основу его деятельности был положен принцип коллегиальности управления и выборности в состав административных органов.

Меджлис создал аппарат управления. Руководство Меджлиса, по сути, являвшееся правительством Черкесии,  состояло из 15 улемов и «умных людей» (по пять человек от каждого члена союза) под председательством Хаджи Керендук Берзека, разделил подвластную ему территорию на 12 ок­ругов, назначив в каждую из них муфтия, кадия и мухтара (старшину). Во всех округах были учреждены ад­министративные центры – мехкеме. Округа делились на участки, по 100 дворов в каждом.  Вводилась воинская повинность (каждые сто дворов должны были выставлять по пять всадников для формирования постоянного войска) и налоговая система с целью создания фонда обороны. Здание Меджлиса было возведено в долине реки Псахе недалеко от Сочи. Также были постро­ены здания суда, молельни и кунацкие.

Летом 1861г. представители Меджлиса всту­пили в переговоры с царским командованием. Был выработан официальный документ - «Меморандум союза черкесских племен» - и вручён царю Александру II во время его приезда в Черкесию в сентябре 1861г.  В меморандуме горцы просили оставить неприкосновенными их земли, не разорять их имущество, не проливать их кровь. Руководитель Меджлиса Хаджи Керандук Берзек, обратившись к Александру II, сообщил о согласии горцев принять русское подданство при условии оставления их на исконных местах жительства.

Однако судьба черкесов была уже предрешена: царь не принял мирных предложений черкесской делегации и объявил ей, чтобы уже ближайший месяц черкесы приготовились к переселению на Кубанскую равнину, или ж к выселению в Турцию. Военный министр Д.А. Милютин писал: «…прибытие черкесской депутации и миролюбивые ее заверения не должны иметь ни малейшего влияния на исполнение нашего плана действий в Западном Кавказе. Мы должны настойчиво продолжить заселение края казаками, ибо только вытеснив туземцев из гор и заняв их место казаками, можем прочно утвердиться в крае…».

         Меджлис развернул масштабную внешнеполитическую деятельность.  Была установлена постоянная связь с черкесскими комитетами в Константинополе и Лондоне. В 1862г. в Турцию, Лондон и Париж было направлено специальное посольство с просьбой оказания военной и политической помощи, апеллируя при этом к международным правам человека. Делегацию возглавил один из наиболее видных убыхских старшин Измаил-Баракай-ипа-Дзиаш. Меджлис добивался признания Черкесии одной из воюющих сторон, отражающей агрессию иностранного государства, и, в конечном итоге, заключения мира с Россией.

Черкесский комитет в Лондоне развернул активную деятельность, призывая правительство Англии к защите «независимости Черкесии». Сторонники черкесов организовывали митинги, даже обратились к королеве с просьбой поддержать кавказцев, но английское правительство не проявило инициативы, опасаясь прямого столкновения с Россией. Англия к тому времени уже не делала ставки на кавказских горцев в Восточном вопросе и потеряла интерес к Черкесии. Делегация не нашла ожидаемой помощи и в Константинополе. Военно-политические лидеры Черкесии поняли, что остались один на один с могущественной Россией.

После отклонения черкесами требования царя переселиться или на Прикубанскую низ­менность, или в Турцию, военные действия раз­горелись с ещё большей силой.

В июле 1862г. в  районе Сочи был высажен десант во главе с ген. Колюбакиным, который в ходе тяжёлых боёв уничтожил здание Меджлиса. Впоследствии заседания меджлиса проходили в ауле Мутыхуа в среднем течении долины р. Сочи (ныне село Пластунка). В марте 186З года находившиеся в отчаянии горцы предприняли последнюю попытку сохранить свою землю и свободу. В Турцию отправилось организованное по инициативе убыхских предводителей многочисленное посольство, состоявшееся из убыхов, шапсугов и абадзехов, но оно также не добилось успеха.

Наступление царских войск продолжалось до 1864г. и завершилось завоеванием Черкесии.

Таким образом, создание Черкесского парламента - Меджлиса в 1861г.  было большим достижением в развитии государственно-политической организации черкесского общества. Вместе с тем, заложенный в нём потенциал не успел в полной мере реализоваться вследствие поражения черкесов в Кавказской войне и вынужденного переселения большинства из них в пределы Османской империи. С окончанием войны Черкесия потеряла свой суверенитет. И только после Октябрьской революции 1917 года черкесы обрели свою государственность, хотя и в виде разрозненных и различных по статусу национально-территориальных государственных образований, ныне преобразованных в Республику Адыгея, Кабардино-Балкарскую Республику и Карачаево-Черкесскую Республику. Функции меджлиса ныне выполняют хоть и разрозненно парламенты трех республик, главная задача которых - помочь своему народу в его стремлении сохраниться как этнос, содействовать его этнокультурному развитию и стремлению жить в едином субъекте Российской Федерации.

 

25.06.2011 г.                                                                                   Черкесов М.Х.

                                                                    Мукожев А.Х.

 

 

Председателю Парламента

Кабардино-Балкарской Республики

 

Председателю  Народного Собрания (Парламента)

 Карачаево-Черкесской Республики

 

Председателю Государственного Совета-Хасэ

Республики Адыгея

 

Председателю Законодательного Собрания

Краснодарского края

 

Руководителям черкесских общественных

организаций в Российской Федерации и за рубежом

 

 

 

ОБРАЩЕНИЕ

участников торжественного собрания представителей черкесских  общественных организаций Российской  Федерации, состоявшегося 25 июня 2011 г. в г. Сочи в связи с 150-летием создания первого черкесского органа государственной власти - Великого Свободного Заседания (Великого Меджлиса Вольности черкесов)

 

 

25 июня (13 июня по старому стилю) 2011 года исполнилось 150 лет образования черкесским народом Меджлиса - Великого Свободного Заседания. Это знаковое историческое событие, для всего черкесского народа. По инициативе абадзехов, шапсугов и убыхов на съезд, который проходил в долине реки Сочи, были приглашены представители всех черкесских племён. Меджлис Черкесии просуществовал до окончания Кавказской войны, и вошел в историю как первый Парламент и Правительство независимой Черкесии. Возглавил новый орган власти Хаджи Керендук Берзек.

Созданный в условиях Кавказской войны, Меджлис стал выражением воли народа, объединившегося на принципах демократии и коллегиальности во имя сохранения независимости Черкесии. Это был итог десятилетних исканий черкесских субэтносов новой модели интеграции и централизации.

Несмотря на то, что задачи, которые ставил Меджлис, решить не удалось, именно через него черкесы заявили о себе на международном уровне, претендуя на статус субъекта международного права.

Исторические повороты XIX века разбросали черкесов по всему миру, подвергли их тяжелым испытаниям. Однако черкесский народ нашел в себе силы сохраниться. И сегодня у него есть государственность в составе Российской Федерации, а за ее пределами – мощная черкесская диаспора.

Вместе с тем, современное положение черкесов всего мира требует решения         комплекса политических,      социокультурных, лингвистических, гуманитарных проблем в странах своего проживания.

В связи с этим мы, представители черкесских общественных организаций России, о б р а щ а е м с я:

 

к парламентам Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики и Краснодарского края -

выступить с инициативой принятия федеральной программы по ликвидации последствий Кавказской войны для черкесов;

создать условия для формирования единого культурного и информационного пространства для черкесов, проживающих в Российской Федерации и за рубежом;

принять законодательные акты, направленные на экономическую поддержку и социальную адаптацию репатриантов;

разработать единую региональную программу обеспечения социально-экономических, политических, культурных, языковых прав и свобод черкесов, гарантированных международным правом для коренных народов;

активно поддерживать культурно-исторические и этнографические мероприятия, направленные на сохранение культурного наследия черкесского народа;

 

к Законодательному Собранию Краснодарского края  -

закрепить правовой статус черкесов как коренного населения края и содействовать их социокультурному развитию;

 

Мы обращаемся ко всем черкесским общественным организациям в Российской Федерации и за рубежом с призывом:

активно содействовать сохранению и развитию культурного и духовного наследия черкесского народа;

укреплять духовное единство черкесов, проживающих в Российской Федерации и за рубежом;

проводить согласованную, консолидированную политику по поддержанию усилий черкесских диаспор за рубежом, направленных на сохранение их этнокультурной самобытности;

 всемерно укреплять и расширять экономические, политические, культурные связи черкесских соотечественников за рубежом с исторической родиной, содействовать их репатриации в Российскую Федерацию.

 

 г. Сочи,

25 июня 2011г.

 

 

Черкесское благотворительное общество, г. Дамаск

Перевод письма № 966

Дата: 11.07.2011г.

 

Президенту Международной

Черкесской Ассоциации

Ажахову К.М.

 

Уважаемый Каншоби Музаринович!

 

С огромной радостью мы получили Ваше письмо, в котором выражена обеспокоенность по поводу общественно-политической ситуации, сложившейся в Сирии.

От имени всех черкесов, проживающих в Сирии, выражаем искреннюю благодарность. Мы также сообщаем, что ситуация в стране налаживается, начат диалог для преодоления сложившейся негативной ситуации.

Нам также хотелось бы попросить Вашей помощи в получении российских заграничных паспортов. Это стало бы гарантией сохранения связей с нашими братьями и сёстрами, проживающими на исторической родине.

С уважением,

 

Акрам Исхак, Председатель ЧБО Сирии;

Рафки Гулфидж, Генеральный секретарь ЧБО Сирии

 

Sayın Ajakho Kanşobiy
DÇB Başkanı

Sayın Başkan, sizinde bildiğiniz gibi Suriye'de ki iç karışıklıklar nedeniyle özellikle son 3 haftada 15.000 civarında Suriye vatandaşı sınırı geçerek Türkiye'ye sığınmıştır. 

Konu ile ilgili olarak Şam dernek başkanı ile iletişim içerisinde olduk. Şam dernek başkanı olayların yaşandığı bölgenin Çerkeslerin yaşadığı bölgelere uzak yerler olduğunu dolayısıyla Çerkeslerin çatışmalardan etkilenmediği bilgisini vermiştir. Ayrıca Çerkeslerin özellikle karışıklıklardan uzak durduklarını ve olaylara karışmadıklarını ifade etmiştir. Bundan dolayı olsa gerek bölgeye yakın derneklerimiz olan Reyhaniye ve İskenderun derneklerimizden ya da başka bir kaynaktan sığınmacılar arasında Çerkes olduğu bilgisi bize gelmemiştir.

Sığınmacılar Suriye Devlet Başkanı Beşar Esat'ın ülkenize dönün çağrısına uyarak son günlerde hızla ülkelerine dönmektedirler. Mülteci kamplarında kalan Suriyeli sayısı son günlerde 5.000 doğru gerilemiştir.

Olayların yakın takipçisi olduğumuzu bilmenizi ister yapılması gereken her hangi bir şey olması halindede sizi bilgilendireceğimizden emin olabilirsiniz.
Saygılarımızla.

Cihan Candemir

KAFFED Başkanı

 

 

Уважаемому президенту МЧА

Ажахову Канщобию

 Уважаемый президент, как вы знаете из-за внутренних волнений в Сирии, особенно в последние три недели около 15000 граждан Сирии пересекли турецкую границу и попросили убежища.

 Мы тесно общались с теми, кто непосредственно интересуюется данной темой, - главой Хасэ города Шам. Глава Хасэ города Шам нам сообщил, что волнения проходят вдалеке от черкесских поселений и потому волнениями они не затронуты. Он также сообщил, что сами черкесы сторонятся волнений и не участвуют в них. Видно поэтому к нам и не пришло известий от близких к региону Хасэ -  Рейханийе и Искендеруна - о том, что среди беженцев присутствуют черкесы.  

 Беженцы, повинуясь призыву главы Сирийского Государства Бешар Эсата возвращаться в свои дома, в последние дни начали стремительно возвращаться в свою страну. По последней информации в лагерях для беженцев осталось около 5000 человек.
Хочу чтобы Вы знали, что бы тщательно следим за событиями и будьте уверены, что если что-либо нужно будет сделать мы вам обязательно сообщим про это.

С уважением.

 Джихан Джандемир

Глава КАФФЕД

 2011/7/16 adiga hasa <dahkbr@mail.ru>

 

          11 июня в Центральном офисе МЧА состоялась встреча с первой черкешенкой - восходительницей на Эверест, уроженкой КБР, нальчанкой Кариной Мезовой. С покорительницей высочайшей вершины мира (по разным данным от 8844 до 8852м) встретились члены Исполкома Международной Черкесской Ассоциации и Координационного совета адыгских общественных объединений.

         От лица всех собравшихся Президент МЧА Каншоби Ажахов  приветствовал Мезову и поздравил ее с удачным восхождением на Эверест.

         Карина рассказала о своем участии в экспедиции восхождения, о том, как увлеклась альпинизмом, поделилась впечатлениями об увиденном в Гималаях, а также  поблагодарила спонсоров и ответила на вопросы присутствующих.

         - Само восхождение для меня прошло достаточно легко, хотя насмотрелась страданий моих спутников, - говорит Мезова. – Слава Богу, меня это обошло стороной, и я вернулась без какого-либо ущерба для моего здоровья. Хотя, надо сказать, что многие альпинисты проходят длительный восстановительный период после восхождения. Бывает так, что многие находятся в состоянии анабиоза и не помнят себя в момент пребывания на вершине. У меня же абсолютно четко все работало: и мысли, и память, поэтому я каждый момент запомнила на всю жизнь…

         Надо отметить, что свое восхождение на Эверест Карина посвятила двадцатилетию деятельности МЧА и Дню памяти жертв Русско-Кавказской войны. В честь этого она подняла на Крышу Мира флаг Международной Черкесской Ассоциации и государственный флаг Кабардино-Балкарской Республики.

         - Оставлять флаги на вершине не было смысла, - рассказывает Карина. – Там очень сильный ветер (до 200км/ч), и они удержались бы там всего несколько минут, да и крепить было совершенно не за что. Поэтому, сфотографировавшись с развернутыми флагами, я их взяла с собой назад.

         Отважная девушка справилась с поставленной задачей: все сложилось так, что группе альпинистов из 8 человек, в которой она состояла, поднялась на вершину Джомолунгмы в ночь с 20 на 21 мая, охватив, таким образом, обе знаменательные даты.

         - Известие об удачном восхождении Карины мы получили 20 мая вечером, когда праздновали юбилей Международной Черкесской Ассоциации, - отметил Президент МЧА К. Ажахов. – А по местному (непальскому) времени там было уже 21 мая. 

         Каншобий Музаринович еще раз поздравил черкесскую альпинистку и вручил Карине Мезовой Почетную грамоту и Почетный знак Международной Черкесской Ассоциации с огромным букетом цветов в придачу.  

        

150 лет назад

Черкесский меджлис

После капитуляции Мухаммед Амина в ноябре 1859 г., адыгское общество вернулось к собственным принципам организации конфедеративного государства во главе с коллегиальным руководством - меджлисом.

 

 «Действие русских войск, -  писал Р. А. Фадеев, - убедили непокорных горцев, что приближается последний час их независимости. Но черкесы не потеряли головы и не упали серд­цем; напротив, они решились отстаивать самостоятельность свою не только оружием, но еще внутренни­ми преобразованиями и энергическим обращением к иност­ранным державам. Если главная роль в борьбе оружием пала по необходимости на абадзехов, то убыхи, не уступающие им в энтузиазме к общему делу, взяли на себя инициативу и направление мер административных и дипломатических, соответствующих принятой ими решимости… Для ограждения независимости все черкесы были приглашены на совет. Все они единогласно решили: учредить чрезвычайный союз и не отставать от оного с тем, чтобы сохранить порядок внутренний, а отступающих от него наказывать. В черкесском владении учрежден меджлис из 15 человек, которому дано название великого и свободного заседания».

Меджлис или правительство Черкесии было создано 12(25) июня 1861 г. представителями абадзехов, шапсугов и убы­хов на съезде в долине р. Сочи. Возглавил черкесское правительство Хаджи Керендук Берзек. В состав меджлиса вошел Карабатыр Заноко, сын признанного черкесского лидера Сефербея Заноко, умершего в 1859 г.

Сразу после своего возникновения меджлис Черкесии попытался вступить в переговоры с правительством Российской империи. Но ни Александр II, ни его окружение не собирались останавливать военные действия и меры, направленные на аннексию черкесских земель. Депутация меджлиса в составе абадзеха Хасана Бидж, убыха Хаджи Берзека и шапсуга Ислама Тхауш посетила Тифлис, где вручила официальное послание для российского императора, выдержанное в совершенно миролюбивых тонах.

Военный министр Д. А. Милютин писал царю 29 августа  1861 г.: «Из представляемого при сем отношения кн. Орбе­лиани Ваше Императорское Величество изволите усмотреть, что союз, образовавшийся в недавнее время из трех народов Западного Кавказа, остающихся доселе непокорными: шапсугов, убыхов и абадзехов, прислал депутацию в Тифлис для переговоров и что депутация эта желает представиться и Вашему Величеству во время путешествия Вашего по Кубанской области… Долговременный опыт уже достаточно научил нас, как мало существенного зна­чения могут иметь всякие переговоры и договоры с горскими народами и как отличаются их понятия о заключении с нами мира от наших требований принесения покорности. В этом отношении племена Западного Кавказа еще менее, чем другие, могут подчиниться каким-либо договорам. Если бы даже и в самом деле составился между ними союз, то и в таком случае племена эти слишком привыкли к независимости и разрозненности, слишком мало знакомы с гражданским устройством и властью, чтобы можно было полагаться на действительную с их стороны покорность. (Отказывая черкесам в элементарной способности дорожить мирной жизнью, Милютин обходит умолчанием факт того, что абадзехи уже в декабре 1859 г. признали покорность российскому царю и на момент написания этой записки уже более 20 месяцев свято соблюдали условия покорности, совершенно не участвуя в военных действиях на стороне шапсугов и убыхов. - Прим. С. Х.). Следовательно, по моему убеждению, прибытие теперь депутации от так называемых Черкесских племен не может иметь никаких результатов. Факт этот имеет одно лишь то значение, что явно обнаруживает безвыходное положение, в которое поставлены ныне племена Западного Кавказа, ввиду грозного наступления на них наших казачьих поселений. Горцы видят близкий и неминуемый конец вековой борьбы; они чувствуют, что вскоре могущест­венное казачье население совсем задавит их. Они делают последнее усилие соединиться против нас и прежде, чем поднять еще раз оружие, делают попытку приостановить напор наш… Переговоры в настоящее время не могут иметь другой цели, как только задержать ход нашего завоевания. Быть может, даже есть при этом тайный расчет протянуть борьбу до новой Европейской войны, ожидаемой с нетерпением нашими врагами, внешними и внутренними. По всем этим соображениям, смею думать, что прибытие черкесской депутации и миролюбивые ее заверения не должны иметь ни малейшего влияния на исполнение нашего плана действий в Западном Кавказе. Мы должны настойчиво продолжать заселение края казаками, ибо не могу отступить от своего всегдашнего убеждения, что, только вытеснив туземцев из гор и заняв их места казаками, можем прочно утвердиться в крае, водворить в нем спокойствие и не опасаться уже потерять Кавказ при первом разрыве с морскими державами».

Визит Александра II в Кубанскую область в сентябре 1861 г. не остановил войну, но, напротив, подстегнул военные действия. Самодержец углубился в горы Абадзехии по русской военной дороге, построенной с участием абадзехов, принесших ему покорность в 1859 г., и заявил тем самым старшинам, которых ранее так ласково принимал в Петербурге, что они - абадзехи - в полном составе должны освободить занимаемую ими территорию и переселиться на Кубанскую равнину. Какое именно место на Кубани отводилось для абадзехов и всех остальных адыгов, покорность которых принималась теперь только совместно с их добровольной самодепортацией, непонятно, поскольку свободных земель на Кубани не было еще до появления России на Кавказе и тем паче таковых не оставалось после массированного заселения в регион казаков и других российских подданных.

В марте 1862 г. огромный экспедиционный отряд под командованием Евдокимова вторг­ся в Абадзехию для исполнения царского приказа очистить Черкесию от черкесов.

В июле 1862 г. Н. П. Колюбакин, генерал-губернатор Кутаисской губернии, возглавил десантную экспедицию в Сочи, целью которой было уничтожение административного центра черкесского государства.

 Участник экспедиции С. Смо­ленский отмечал, что корабли на рассвете подошли к устью р. Псахе и высаженный десант, снабженный специальными спичками, способными гореть на ветру, зажег три деревянных здания под драничными крышами, которые составляли присутственные места меджлиса - «зал парламента», «кунакская» и мечеть.

«Местность эта, - писал Смоленский, - была густо заселена горцами до крутых подъемов подходящих сюда горных отрогов; горцы занимали также котловины ущелий, выходящих из гор и долины речек. Тут был центр населения убыхского племени, где и избрано место для постройки помещений народных собраний. Отсюда имелись прямые сообщения с землями абадзехов и натухайцев, и вели также ближайшие пути в соседние общества ахчипсхоу и аигба». Потери десанта составили порядка 70 человек убитых и раненых: «Хотя наша потеря превышала убыль горцев в деле у Псахе, зато нравственный перевес был на нашей стороне. Мы явились там, где они нас не ожидали, и напали совершенно врасплох, как говорится. Узнай они днем раньше, во время рекогносцировки, о месте предполагавшейся       высадки, то из трех рот едва ли кто бы возвратился на суда».

Весьма показательно, что сам Н. П. Колюбакин в своих мемуарах дал высокую оценку деятельности черкесского правительства и той дисциплине, которая установилась среди черкесов на завершающей фазе войны: «все эти племена имеют, так сказать, естественные им начала гражданственности, начала, конечно, неполные и не хорошо обдуманные, но могущие служить основою мудрого управления и благих преобразований».

Десант в Псахе не прекратил деятельности черкесского правительства. В 1862 г. меджлис организовал поездку в Стамбул делегации во главе с Измаилом Дзиаш. Черкесы представили великому визирю петицию, содержащую просьбу о покровительстве и оказании военной помощи.

Вслед за этим черкесский комитет Стамбула организовал поездку в Лондон депутации меджлиса во главе с шапсугом Хушт-хаджи Хасаном, сподвижником Сефербея Заноко. Лесли Бланш в своей монографии «Сабли Рая» приводит любопытный эпизод: во время выступления Хушта на специально созванном митинге в Гайд-парке стало известно о рождении принцессы Беатрис - Хушт принялся разбрасывать в толпу золотые монеты; англичане же кричали «Браво, Черкесия! Вот настоящие союзники!». Послы черкесского меджлиса Черкесии изображены на странице «Иллюстрированных лондон­ских новостей».

В. В. Дегоев, автор ряда фундаментальных работ по внешнеполитической истории Черкесии, отмечает, что в Лондоне представители черкесского правительства «передали королеве Виктории петицию, в которой они приносили извинения за свою пассивность в годы Крымской войны, оправдывая ее недостатком единства и предприимчивости среди вождей народа. С тех пор, говорилось далее, произошли перемены к лучшему: «желая вступить в семью конституционных наций», черкесы избрали «парламент» и «правительство», учредили законы, гарантирующие безопасность личности и неприкосновенность собственности». Сообщая об этом, представители черкесского правительства ставили вопрос о британской помощи. «Лондонский кабинет умудрился очень ловко выйти из весьма щекотливой ситуации: формально он ответил отказом (ибо откликнуться на петицию означало нарушить Парижский договор 1856 г., оставивший Черкесию за Россией), однако фактически его поведение скорее поощряло у посланцев надежды, чем обескураживало. Симпатии и повышенный интерес британской публики к гостям, кампании по сбору средств для поддержки черкесов усиливали чувство оптимизма. В такой атмосфере правительству Англии удалось решить казалось бы две несовместимые задачи – воодушевить горцев и не скомпрометировать себя перед Россией».

 Практического успеха черкесское посольство не имело. Правящие круги Запада не желали развязывания крупномасштабного военного конфликта с Россией. В то же время, разыгрывание черкесской карты было выгодно в негласном противодействии российской экспансии на Кавказе. Идея вооруженной поддержки Черкесии всякий раз подхватывалась британской оппозицией в целях дискредитации собственного правительства.

В этом же ключе развивались события и в 1862 г. Лондонский черкесский комитет, возглавляемый адвокатом Э. Билзом, обратился с официальным запросом в кабинет министров, требуя отправить торговый флот к берегам Черкесии. Лорд Пальмерстон проигнорировал это обращение. Тем не менее, черкесский комитет снарядил пароход «Чезапик», на борту которого новая партия польских легионеров отправилась в Черкесию. Эта экспедиция высадилась в Ордане в Убыхии. Черкесы, все еще надеявшиеся получить масштабную военную помощь, были откровенно разочарованы прибытием горстки поляков.

Еще одна группа поляков с некоторым вкраплением французов под командой полковника Пржевлоцкого и капитана Маньяна на двух английских пароходах «Чезапик» и «Самсон» высадилась в Черкесии в сентябре 1863 г. и действовала здесь по март 1864 г. Многочисленные дипломатические и военные акции польских эмигрантов, призванные обратить внимание западных держав на нужды борющейся Черкесии, так и не привели к практическому результату. Более того, Запад не смог оказать сколько-нибудь значимой помощи самим полякам во время восстания за независимость 1863 г. Правящие круги Англии и Франции интересовались и черкесами, и поляками лишь как одним из факторов в общей политике сдерживания России.

 

САМИР Хотко.

 

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ

           Депутата Государственной Думы ФС РФ,

Президента Международной Черкесской Ассоциации 

Нахушева Заурби Ахмедовича

на Форуме народов Кавказа и  Юга России

 

г.  Сочи.                                                                                                                     26 марта 2004 года

 Многоуважаемый  Владимир  Владимирович!

Уважаемые  участники  Форума!

Прежде всего  разрешите от имени народов Кабардино-Балкарии, ее руководства, членов нашей делегации сердечно поздравить Вас, Владимир Владимирович, с убедительной победой на выборах 14 марта. Желаем Вам плодотворной работы на очередной срок и заверяем, что в Кабардино-Балкарской Республике Ваша политика возрождения великой России находит понимание и всенародную поддержку. Думаю, все участники этого форума будут Вашими помощниками в реализации поставленных Вами задач.

Обсуждаемые сегодня здесь  проблемы гармонизации межнациональных отношений имеют для Российской Федерации, для каждого ее субъекта поистине судьбоносное значение.

К нашему удовлетворению, ныне в России все более прочно утверждаются центростремительные, консолидирующие тенденции. Уроки, извлеченные из негативного опыта предшествующего периода, помогают многим из нас осознать тот факт, что межнациональные и федеральные проблемы сейчас требуют ускоренного и согласованного разрешения.

Благодаря гибкой и взвешенной национальной политике, тесному взаимодействию органов государственной власти с общественными организациями и религиозными объединениями, нам в Кабардино-Балкарии удается избежать сколь-либо серьезных потрясений в межнациональных отношениях. Выстраивая свою политику в этой сфере, мы опираемся на историческую этнокультурную близость наших народов, на общности их исторической судьбы и места проживания, традиционную приверженность идеям мира и согласия.

Наша политика направлена  не на растворение народов республики в некоем вненациональном конгломерате, а на их государственно-политическую интеграцию и консолидацию.

Мы всемерно поддерживаем деятельность национально-культурных обществ, творческих ассоциаций, фольклорных коллективов, культурно-просветительских учреждений. При этом не забываем, что самое опасное в современном мире – это национальное одиночество. И мы не намерены замыкаться в какой-то национальной скорлупе.

Уделяется большое внимание укреплению государственных связей с субъектами Федерации. Нам удалось создать пояс добрососедства вокруг республики: договоры о дружбе и сотрудничестве заключены со всеми субъектами Северо-Кавказского региона, городами Москвой и Санкт-Петербургом, республиками Татарстан и Башкортостан и целым рядом областей Российской Федерации.

Не секрет, что нынешняя сложная межнациональная ситуация имеет свои субъективные, да и объективные причины. Еще не сложили своего оружия те, кто, пользуясь сложностями и противоречиями общественного развития, старается придать им этническую окраску. Но мы уверены, что традиционно дружественные народы Кавказа не позволят втянуть себя в эти провокации. И в какие бы идеологические оболочки не облекали свои идеи и действия наемники международного терроризма, история уже не раз доказывала, что мирным братским отношениям народов друг к другу нет и не может быть альтернативы, кроме народной дипломатии, всего миротворческого потенциала общественных сил.

Только максимально используя этот потенциал, мы можем показать всему миру, что Северный Кавказ был, есть и остается неотъемлемой частью России.

На протяжении всей своей истории Россия была союзом народов. Наше Отечество создавалось всеми населяющими его народами. Отсюда можно сделать вывод о том, что союз народов России -  это сама суть, способ и форма существования Российского государства.

В многонациональной России федерализм должен служить способом решения национального вопроса и средством достижения и сохранения как единства, так и разнообразия.

На нынешнем этапе развития страны задача Российского государства заключается в необходимости создания  достойной среды жизнедеятельности каждому человеку, каждому народу. Именно эта проблема сегодня является наиболее актуальной в формировании оптимального микроклимата в межнациональных отношениях и требует пристального внимания со стороны федерального центра.

Находясь на этой трибуне, было бы, наверное, неправильно не затронуть деятельность Международной Черкесской Ассоциации, Президентом которой я был повторно избран в августе прошлого года.

Международная Черкесская Ассоциация (МЧА) образована в 1991 году и является союзом общественных объединений – юридических лиц, созданным в соответствии с действующим законодательством и международным правом.

Международная Черкесская Ассоциация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации (Республика Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург), а также в Голландии, Иордании, Сирии, Турции, США, Израиле, Германии, Республике Абхазия.  

Нам удалось консолидировать вокруг себя все здоровые силы, душой и сердцем болеющие за духовное единение всех наций и народностей. Международная Черкесская Ассоциация не занимается политической деятельностью, не принимает и не будет принимать никаких действий, противоречащих законам Российской Федерации и других стран. Мы не хотим быть вовлеченными в политическую борьбу за власть, так как дорожим репутацией цивилизованного партнера, демократической организации.

И в заключение не могу не сказать о двух важных проблемах, возникших в нашей республике в последнее время.

Первая. Вот уже несколько месяцев Государственная телерадиокомпания «Россия» урезает финансирование передач на национальных языках. Местное телевидение выдает в эфир только новостные программы, на остальное средств не отпускается.

Мы считаем, что это идет в разрез с политикой приобщения граждан к достижениям национальной культуры. Отлучается от эфира местная творческая интеллигенция. Делается невозможным обсуждение в эфире жизни республики, деятельности органов государственной власти, общественных и национально-культурных организаций. Очевидно, таково положение и в других субъектах.

Нам советуют привлекать средства из коммерческих структур. Однако мы считаем, что в нынешней ситуации нельзя отдавать государственный телеканал в руки частного капитала.

Мы очень надеемся, что будет возобновлено полнокровное финансирование местных телеканалов.

И вторая проблема. Десятки тысяч наших этнических соотечественников – черкесов (адыгов) изъявляют желание вернуться на историческую родину. Закон «О гражданстве Российской Федерации» ставит одним из условий их возвращения владение русским языком. Конечно, наши земляки, проживающие за рубежом, не владеют русским языком. Но они прекрасно знают язык своих предков – черкесов (адыгов). Чтобы убрать препятствие на пути их возвращения на историческую родину, мы предлагаем внести в Закон «О гражданстве Российской Федерации» следующую поправку: « Желающие получить Российское гражданство должны владеть русским языком или языком своего народа, исторически проживающего на территории Российской Федерации».

Как депутат Государственной Думы по поручению своих соотечественников я готов внести на обсуждение Думы соответствующую поправку в вышеназванный закон и хотел бы заручиться Вашей поддержкой.

А что касается русского языка, я уверен, что любой репатриант, вернувшись на Родину, с похвальной быстротой овладеет им. Тому примеров множество.

Благодарю за внимание.

Возврат