Основные направления деятельности

Международной Черкесской Ассоциации
 

Волею судьбы адыгский и абазэ народы оказались развеянными по многим странам мира.
Местами наиболее компактного проживания для них сегодня являются: Турция, Сирия, Иордания, Германия, США, Израиль, Голландия и др. страны.
На исторической родине (Северный и Западный Кавказ) в настоящее время проживает около 700 тыс. адыгов. Здесь они имеют свои государственные образования: Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика. Кроме того, не мало адыгов проживают в Шапсугии, Моздоке, Успенском районе Краснодарского края и других районах России.
Абхазы проживают в Абхазии (более 100 тыс. чел.). Республика Абхазия   сегодня,   согласно   ее   конституции,   «суверенное демократическое, правовое государство». Это подтверждено народом Абхазии на референдуме в 1999 году и Актом о государственной независимости Абхазии.
В дальнейшем изложении будет использоваться термин адыгэ-абазэ  народы  который,  более  полно  отражает  содержание этнокультурной общности этих народов.
Постигшая адыгэ и абазэ народы трагедия, в результате которой большая их часть оказалась на чужбине, имеет свои конкретные проявления, конкретные причины и следствия, а также конкретных авторов и исполнителей. И их надо указать однозначно.
Международная Черкесская Ассоциация приступила к подготовке мероприятий, посвященных 150й годовщине окончания Русско-Кавказской войны XIX века, и считает, что сегодня настало время, позволяющее расставить все акценты, назвать истинные причины трагедии этих народов.
Анализ архивных исторических материалов, работы видных российских и зарубежных ученых дают основание сделать вывод о том, что главной причиной, из-за которой большинство адыгэ-абазэ народов оказалось на чужбине, является кровопролитная Русско-Кавказская война XIX века, а также :

- колониальная политика Царской России на Кавказе;

- геополитические  интересы Османской Империи, Англии в этом регионе и связанные с этим крупномасштабные политические интриги; 

- активная деятельность мусульманского духовенства,     направленная на переселение адыгов в т.н. «мусульманские» страны;

- несогласованность действий и амбиции многих адыгских и абхазских князей.

Это те составляющие, которые в совокупности привели к великой трагедии адыгского, абхазского и абазинского народов в XIX веке.

Следует отметить, что и в дальнейшем политические катаклизмы в России (революции, гражданская и Вторая Мировая война) служили причиной исхода определенной, хотя и менее значительной, части адыгов и абазэ за рубеж уже в XX веке.

Сложившиеся обстоятельства поставили адыгэ и абазэ народы на грань исчезновения как нации. Начался объективный процесс их «растворения» (ассимиляции) в большем, будь - то турецком, арабском, англо или германо - говорящем окружении. Тяжкие испытания тех, кому удалось живым добраться до турецкого берега, на этом не закончились. Многим зарубежным соотечественникам пришлось испытать трудности и второго и третьего мухаджирства, что было связано с их расселением в районах с неблагоприятным климатом, в пограничных районах, в связи с военными действиями и вражеской оккупацией территорий их проживания.
Но, несмотря на все эти трудности и невзгоды, наши соотечественники за рубежом продемонстрировали величие и силу духа, несгибаемую волю и стремление сохранить свою национальную принадлежность, родной язык, культуру и традиции.

В какой бы стране ни проживали адыги и абазэ за рубежом, везде они сохранили свое достоинство и честь, пользуются авторитетом и доверием руководства и народов стран проживания, деля с ними на равных все тяготы и испытания, выпадающие на долю их «второй родины».
Подтверждением этому служат факты назначения их на высокие посты в государственном аппарате, избрание в высшие органы законодательной власти стран проживания. Они занимают руководящие должности в армии, полиции и на других ответственных участках. Немалый творческий вклад они вносят в развитие науки, образования, культуры стран, где они живут сегодня. Очевидно, следует высказать слова благодарности и руководству и народам этих стран, которые предоставили нашим соотечественникам такие возможности, относятся к ним с доверием и пониманием.
Однако это не мешает большинству представителей зарубежной адыгэ-абазэ диаспоры помнить о своей этнической родине, о своей этнической принадлежности, предпринимать меры к тому, чтобы их дети, наряду с языком стран проживания, иностранными языками, владели бы и родным языком, знали свою культуру, традиции и обычаи.
Противостоять ассимиляции, замедлить ее неумолимый бег очень сложное дело. И именно для решения этой сложной проблемы в диаспоресоздавались черкесские культурные, благотворительные общества-«Хасэ».
С первых дней после рассеяния нашего народа по всему свету патриоты из их среды мечтали об одном, трудились на одно, искали одно: воссоединить свои народ и вернуть его на родину.
Большое значение для противостояния ассимиляции бесспорно имела организация в диаспоре зарубежных черкесских обществ (Хасэ), начиная с 1900 годов. Черкесскими лидерами в диаспоре, которые организовали «Хасэ», были осуществлены удивительные мероприятия по самосохранению и возрождению нашего народа, значение которых до сегодняшнего дня не всеми до конца осознано. Ими был создан алфавит, ими были напечатаны книги на этом алфавите. Были основаны учебные заведения, где обучение шло на родном языке. Они издавали газеты. Можно еще многое перечислить. Но самое мудрое и самое мужественное из всего сделанного - это осознание ими того факта, что черкесы не смогут выжить как народ на чужбине, что сохранить себя народ сможет только на своей исторической родине, и эту мысль они стремились донести до масс. Они также понимали, что с задачей возвращения изгнанников может справиться только родина и только представители народа, которые не покинули ее. Таким образом, они пришли к мнению о том, что все свои усилия им нужно направить на свою историческую родину. Чтобы помочь тем, кто поддерживает огонь в отчем доме, чтобы работать на дело возвращения изгнанников наиболее подготовленные из них вернулись и таким образом была налажена связь между родиной и диаспорой. И сейчас, по истечении стольких лет и при обретении нами стольких свобод и возможностей, лишь немногие дошли до осознания того, что понимали тогда «Проторители дороги для возвращения из-за моря». Этот факт преумножает цену сделанного ими .
Надо выразить слова благодарности и склонить голову перед памятью тех, кто стоял у истоков зарубежных черкесских обществ («Хасэ»); перед теми, кто продолжал их дело, и теми, кто сегодня отдает свои силы, здоровье и время работе в «Хасэ», предпринимая усилия, направленные на противостояние ассимиляции, сохранение нации.
Следует  выразит признательность всем, кто в 1989 году организовал в Анкаре (Турция) «Неделю Северо-Кавказской культуры», посвященную 125-ти летию окончания Русско-Кавказской войны XIX века. В этом мероприятии, впервые после изгнания приняли участие представители северокавказских республик, а также зарубежных адыгских обществ из Сирии, Иордании, Америки, Германии, различных районов Турции.
От имени участников «Недели культуры» было принято обращение в адрес руководства всех стран мира, к политикам, ученым, писателям, ко всем народам, в котором отмечалось:

           -давайте построим мир;

-пусть в этом мире укрепятся доверие и братство между народами и ветер мира пусть унесет из всех языков слово «война»;

-в этом мире давайте будем хранить, и развивать культуры всех людей, не разделяя народы на малые и большие;

-в этом мире пусть никого не обвинят за мысли и убеждения;

-в этом мире пусть никто не мешает людям заниматься своим языком и своей культурой;

           -в этом мире ни по какой причине пусть не заставляют народы покидать свою родину.

Подобное мероприятие проводилось в Иордании под эгидой короля Хусейна Бен Талала в июле 1991 года. Что так же имело положительный результат для становления Международной Черкесской Ассоциации.
Надо отдать должное и адыгам, проживающим в Голландии, которые в мае 1990 года собрали представителей от «Адыгэ Хасэ» и общества «Родина» Кабардино-Балкарии, от черкесских обществ Америки, Германии, Турции (всего 61 делегат) и впервые предложили обсудить идею создания международной черкесской организации для решения общеадыгских проблем и, в первую очередь, проблемы противостояния ассимиляции.
Какой-либо   подготовленной   программы   или   каких-либо материалов, (кроме самой идеи) организаторы встречи не представили, в связи с чем, после обмена мнениями по принципу «круглых столов», было решено собраться в г.Нальчике, КБР на следующий год, соответственно подготовившись, и там решить вопрос об учреждении Международной Черкесской Ассоциации.
Сегодня можно по-разному оценивать, что же послужило началом, какое мероприятие считать отправной точкой в деле создания МЧА? На этот счет есть разные мнения. Но большинство признает объективную истину, заключающуюся в том, что без активного участия представителей этнической родины, представителей общественных организаций и властных структур республик Северного Кавказа Международная Черкесская Ассоциация не могла состояться!
Отмечая тяжелую судьбу изгнанников, справедливости ради следует отметить, что не легче условия жизни сложились и у тех , кто избежал их участи и остался жить на родной земле.
Пройдя через жернова революций, гражданских и мировых войн, вместе с русскими и другими народами испытав на себе тяжесть чудовищных репрессий, голод, разруху, они испытали и радость созидательного труда, сохранили свою землю, обрели новые формы государственности, сохранили свой родной язык, национальную адыгскую культуру, преуспели в области науки и образования.
Заслуживают благодарности те представители этнической родины, кто нашел своих зарубежных соотечественников, кто наладил с ними связь и в трудное время нашел способы приглашать их и принимать на родной земле, знакомить с жизнью и бытом соплеменников. Те, кто по линии государства организовал их возвращение на историческую родину.
Как и в зарубежье, адыги в России пользовались и пользуются авторитетом и доверием, назначаются на высокие государственные посты, избираются в высшие органы законодательной власти.
Надо быть справедливым! Отмечая недостатки коммунистического, советского строя, который искажал историю народов, следует признать, что благодаря осуществлявшейся в стране поддержке национальных меньшинств, была сохранена адыгская нация и предоставлена государственность.
Конечно,   проводившаяся сталинская политика «разделяй и властвуй!» практически разъединила территориально адыгский народ, включив его частями в различные административно-территориальные образования, что создало опасность ассимиляции адыгов и в России.
Ценность встреч представителей зарубежной диаспоры и общественных организаций северокавказских республик в Турции (1989г.), Голландии (1990г.), Иордании (1991г.) в том, что они продемонстрировали понимание проблемы ассимиляции, которой наши народы подвержены в диаспоре.
В обращении, принятом в ходе мероприятий «Недели культуры, посвященной 125 летию депортации» в г.Анкара, уже просматривается понимание того, что только вместе с исторической родиной и людьми, сохранившими родную землю, родной язык, адыгэ хабзэ и абхазский этикет, а самое главное государственность, можно решать стоящие перед адыгами задачи.

После встречи представителей зарубежной адыгской диаспоры с братьями, прибывшими из республик Северного Кавказа, возникло понимание того, что хотя и живут адыги и абазэ в разных государствах, но должны стремиться понимать друг друга, должны выработать чувство взаимоподдержки. Можно уверенно заявить, что не к образованию единого государства стремились адыги и не к этому нужно стремиться. Нужно добиваться того, чтобы, даже проживая в разных странах, воссоединиться как единый народ.

И наши братья за рубежом, и те, кто живет на исторической родине, хорошо понимают: причиной всех бед и несчастий, которые им пришлось пережить, стала опустошительная война, навязанная им Царем, и последовавшая за ней депортация в Османскую империю, которая произошла не без участия последней. Но есть также и понимание того, что народам нельзя вечно враждовать друг с другом. В мире нет народа, который когда-то с кем-то не воевал, не имел бы никогда врагов. Однако народы, воевавшие друг с другом столетиями, умеют затем договориться, объединиться друг с другом. Поэтому необходимо найти общий язык с русскими и с другими народами, с которыми адыгов и народ абазэ судьба свела на совместное проживание, и точно также, как соотечественники, живущие на родине, осознали, что судьба Российской Федерации - это их судьба, ее сила - это их сила, каждый соотечественник в диаспоре также должен осознать это.

Есть понимание того, что вместе с укреплением федерализма в России, с расширением в ней демократии будет крепнуть само наше государство и братство соотечественников, станут более тесными взаимоотношения. Чем больше свободы будет предоставлено нашим народам на своей родине, тем больше адыги и абазэ, живущие во многих странах, станут там преданными защитниками интересов Российской Федерации. То, что Федерация помогла репатриировать косовских черкесов, является радующим свидетельством того, что в России немало людей, осознающих вышесказанное. Можно не сомневаться, что живущие сегодня за рубежом, видящие успехи северокавказских республик, и понимающие, что Российская Федерация не считает их чужаками, будут самоотверженно и преданно работать на улучшение и укрепление отношений своих стран с Российской Федерацией.

Это понимание и процессы демократизации в России повлекли за собой оживление процесса репатриации. Надо отдать должное тем, кто не побоялся трудностей и, решив разделить со своей родиной ее проблемы и радости, вернулся на историческую родину.
Однако болью в сердце отдается то, что лишь незначительная часть соотечественников прошла этот путь, несмотря на сложившиеся благоприятные условия.
За последние 20 лет на свою историческую родину в КБР, Республику Адыгея,   КЧР  и Абхазию возвратилось из- за рубежа около 3 тыс. соотечественников.    Надо реально оценить причины такого положения. Здесь следует указать, как Международная Черкесская Ассоциация понимает проблему.
Естественно, чем больше народ разобщен территориально, если он не имеет своей государственности, тем сильнее он подвержен ассимиляции, так как не имеет возможности сконцентрировать правовые, финансовые, творческие и другие возможности на культурно-образовательных программах; не может иметь национальных школ, театров; издавать необходимое количество и нужного качества учебников на родном языке; содержать свои национальные ансамбли и другие творческие коллективы; осуществлять научно-исследовательские работы для установления своей истинной истории, для развития языка.
Также,   естественно,   снижается   возможность   воспитания подрастающего поколения в духе «адыгэ хабзэ» и абхазского этикета. Молодежь все более становится подверженной негативному влиянию со стороны окружения, приобретает дурные наклонности и привычки. Эти сложности испытывают и те, кто проживает в диаспоре, и те, кто живет на исторической родине.

Однако всем ясно, что сохраниться как нация, проживая на чужбине, намного сложнее, а если говорить конкретно, то невозможно!
Об этом свидетельствует опыт мамлюков, которые, даже образовав свое государство, не смогли сохраниться как этнос и растворились в чужеродной массе.
Да, идею репатриации - объединения нации на исторической родине можно и нужно воспринимать как привлекательную национальную идею и прилагать усилия к ее осуществлению. Но всегда надо реально оценивать возможность воплощения ее в жизнь. Практика показала, что в одночасье и легко - она не осуществится. Следует признать, что это сложный, длительный процесс, требующий осознания ее необходимости не   только лидерами и отдельными группами населения. Он также требует соответствующих исторических условий и скоординированных усилий всех сторон.
К сожалению, сегодня положение можно охарактеризовать следующим отношением к вопросу репатриации указанных сторон:

«Пусть возвращаются, почему не возвращаются?» - говорят проживающие на родине.

«Пусть нас возвращают, почему же нас не возвращают?» -спрашивают зарубежные соотечественники.

Те, кто живет на родине, предпочитают, чтобы соотечественники решали свои проблемы сами, не беспокоя их.

Соотечественники, проживающие за рубежом, тоже ждут, когда на родине утрясутся все проблемы, когда страна заживет красиво и богато! Они тоже не желают утруждать себя.

Такое отношение к проблеме репатриации не может способствовать ее   решению.   Необходимо   поменять   мышление,   наметить долговременную программу поддержки зарубежных соотечественников.

Сегодня проблему репатриации в одночасье не может решить и Международная Черкесская Ассоциация. Да и цель такая никогда не ставилась, чтобы разом вернуть всех адыгов и абазэ на историческую родину. С первых дней Ассоциация ставила перед собой задачу оказывать содействие тем, кто решился вернуться на постоянное жительство на родину своих предков; помочь им адаптироваться в новых условиях. Именно в этих целях при взаимодействии с МЧА в Республике Адыгея, в Кабардино-Балкарской республике приняты законы «О репатриантах». Нельзя сказать, что закон подкреплен сегодня мощной финансовой поддержкой, но по возможности помощь оказывается,
Те же, кто не может сегодня репатриировать, должны ощущать, что у них есть родина. Земля адыгов и абазэ.

Эта родина - Северный Кавказ, Российская Федерация, а также Абхазия!

С этой родиной надо крепить отношения, взаимодействовать в экономической,   научной,   культурной   областях.   Обмениваться информацией, направлять туда детей на учебу, на отдых. Получать с исторической родины поддержку и помощь в организации изучения родного языка, воспитании молодого поколения в духе «Адыгэ хабзэ» и абхазского этикета.
Все это четко, кратко изложено в Уставе МЧА, принятом еще на учредительном Конгрессе в мае 1991 года.
Понимание того, что настало время всем адыгам и абазэ обратиться лицом к своей исторической родине, также проявилось в закрепленном в Уставе положении о постоянном местонахождении штаб-квартиры Исполкома   Международной   Черкесской   Ассоциации   на исторической  родине,  в  г.Нальчике,  Кабардино-Балкарской республике.
Указывалось, что в других регионах могут учреждаться временные филиалы штаб-квартиры МЧА.
В дальнейшем в Устав вносились некоторые изменения, но неизмененными оставались цели и задачи организации, в которых заданы определенные программные положения.
В Уставе указано, что целями МЧА являются:

- объединение усилий и координация деятельности черкесских общественных   объединений  ~  членов  МЧА,   содействующих возрождению и развитию культурного и духовного наследия черкесского народа, сохранению его национальной самобытности, восстановлению подлинной истории черкесов;

- содействие решению экономических, социальных, культурных и религиозных проблем, стоящих перед черкесским народом;

- содействие созданию необходимых условий для объединения черкесов и дальнейшего расширения связей черкесской диаспоры с исторической родиной;

представление законных интересов, содействие защите экономических, социальных и иных прав членов МЧА;

- содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных и иных конфликтов.

Указано также, что МЧА решает следующие задачи:

- организует и проводит научные исследования и разработки по вопросам    экономики, права, истории, культуры, образования, демографии и другим вопросам, имеющим отношение к становлению и развитию черкесского народа;

- содействует духовному и культурному развитию черкесов;

-содействует изучению родного языка, созданию единого черкесского литературного языка;

- содействует возвращению на историческую родину черкесских культурных и исторических ценностей;

- содействует собиранию рукописей, посвященных черкесам, для создания специальной библиотеки при МЧА;

- содействует восстановлению родственных связей, установлению контактов между живущими в разных странах черкесами, особенно детьми и молодежью;

-оказывает помощь черкесам, желающим вернуться на свою историческую родину в порядке, установленном законом.

Все 18 лет существования МЧА, эти цели и задачи стояли перед организацией. В той или иной мере, с разной активностью в зависимости от ситуации и активности членов Исполкома предпринимались попытки их решать.

Нельзя сказать, что ничего не сделано. По всем направлениям деятельности предпринимались усилия, проводились определенные мероприятия и в диаспоре, и на исторической родине. Определенная работа проделана.

Однако очевидно, что эти проблемы не простые, они складывались в разные исторические периоды, столетиями и невозможно их решить однозначно и до конца усилиями какого-то одного состава Исполкома в отведенный для него короткий срок.

Один состав Исполкома передает другому и положительные наработки и проблемы, связанные с допущенными ошибками.

Порой отмечалась излишняя политизированность отдельных членов Исполкома МЧА, позволявшая ее недругам «приклеивать» Международной Черкесской Ассоциации различные ярлыки, обвиняя в национализме, сепаратизме,   попытках воссоздать т.н. «Великую Черкесию» и выйти из состава Российской Федерации и т.д. Хотя мы неоднократно заявляли, что не к образованию единого государства стремились адыги и не к этому нужно стремиться. Нужно добиваться того, чтобы, даже проживая в разных странах, воссоединиться как единый народ.

Не всегда статус Ассоциации как международной был подтвержден документально. Не всеми правильно осознавалось значение понятия «Хасэ»

В настоящее время большинство этих вопросов снято!

Сегодня еще раз четко заявлено, что МЧА не занимается политической деятельностью, не предпринимает каких-либо действий, противоречащих законам Российской Федерации и стран, где осуществляют свою деятельность ее зарубежные члены - Черкесские общественные организации («Хасэ»).

Ассоциация не может быть вовлечена в политическую борьбу за власть и использоваться в целях приведения к власти какого-то лица или группы лиц.

Если по каким-то обстоятельствам в каком-то регионе у общественной организации - члена МЧА возникнет такая необходимость, руководство этого объединения официально должно прекратить свое членство в Международной Черкесской Ассоциации, образовать политическую партию, а затем только включаться в политическую борьбу.

Статус организации как международной при регистрации изменений в Уставе МЧА подтвержден получением необходимых документов от зарубежных ее членов из нескольких стран и без каких-либо    замечаний    Международная    Черкесская    Ассоциация перерегистрирована Министерством Юстиции РФ в марте 2006 года.

В состав Исполкома на VIII Конгрессе МЧА избраны совместимые по характеру и понимающие адыгскую проблему люди.

Завершается реконструкция и ремонт помещения для работы Исполкома Международной Черкесской Ассоциации в г.Нальчике, которое выделено руководством КБР и Администрацией г.Нальчика безвозмездно и бессрочно.

Серьезные задачи, стоящие перед Международной Черкесской Ассоциацией, в дальнейшем можно решать спокойно, целенаправленно, изыскивая для этого правовые, финансовые возможности; повышая взаимопонимание в среде адыгов и абазэ, как на этнической родине, так и в диаспоре; используя огромный потенциал, заложенный в наших ученых, представителях творческой интеллигенции; воспитывая любовь к своей исторической родине и активность в среде адыгской и абазэ молодежи.

В истории каждого народа бывают переходные судьбоносные периоды, и в эти периоды люди, стоящие у власти, могут сделать для своего народа больше, принести большую пользу нации.

Настоящее время можно считать таким периодом для адыгского и абазэ народов и очень важно, чтобы каждый, занимающий сегодня ответственную должность, получивший хорошее образование, проникся мыслью своей ответственности за будущее своей нации, за сохранение и развитие родного языка, культурного наследия, воспитание молодежи.

Этими вопросами должны заниматься и все общественные объединения, входящие в Международную Черкесскую Ассоциацию.

Исполком считает целесообразным предложить на утверждение Совета МЧА следующую перспективную программу деятельности Международной Черкесской Ассоциации. Эта программа не догма. В нее могут вноситься коррективы в зависимости от складывающейся в мире ситуации и появления новых целей.

Но сегодня Исполком считает, что всем адыгам и абазэ, проживающим как в диаспоре, так и на исторической родине, следует сосредоточить усилия на решении следующих практических задач:

- осуществлять взаимодействие с руководством Кабардино-Балкарской республики. Республики Адыгея с целью разработки и принятия эффективных Правительственных   Программ   поддержки   соотечественников, возвратившихся на историческую родину, в соответствии с принятыми в этих республиках Законами «О репатриантах». С руководством КЧР обсудить вопрос принятия аналогичного Закона;

- определить реальные возможности по выделению земельных приусадебных   участков   семьям   репатриантов   из   числа соотечественников в сельских населенных пунктах КБР, КЧР, РА. Совместно с руководителями зарубежных черкесских обществ членов МЧА довести информацию до лиц, намеревающихся переехать на постоянное жительство;

- с учетом  требования нового Закона «О гражданстве РФ» в части знания репатриантами русского языка, что ограничивает возможности наших зарубежных соотечественников, вновь обратиться к Президенту Российской Федерации и в Государственную Думу с предложением положительно    решать   вопрос    о    гражданстве    наших соотечественников, возвращающихся на свою историческую родину и владеющих своим родным языком. Наряду с этим через МИД РФ решать вопросы организации более эффективной работы курсов русского языка в Российских Культурных Центрах при Посольствах РФ в странах проживания адыгской и абазэ диаспоры;

- инициировать образование при Правительствах КБР, КЧР, РА,

комиссий по работе с репатриантами, обеспечив участие в их составе представителей Исполкома МЧА и руководства местных общественных объединений;

- принять меры по оказанию репатриантам помощи в обучении детей в начальных школах по месту проживания и льготного приема в высшие и средние специальные учебные заведения КБР, КЧР, РА;

    - проработать вопросы финансовой поддержки мероприятий по подготовке молодых специалистов из числа представителей зарубежной адыгской и абазэ диаспоры (Турция, Сирия, Иордания) в ВУЗах и колледжах указанных республик;

     - с учетом ожидаемого принятия нового Закона «О гражданстве РФ» и разработке новых инструкций по приему документов на «Вид на жительство» и вступления в гражданство, организовать помощь зарубежным соотечественникам в оформлении документов и своевременном их прохождении в инстанциях;

           - в республиках продолжить проведение «Дня репатрианта»; проводить ежегодные встречи представителей руководства республик и Исполкома МЧА с соотечественниками, возвратившимися на историческую родину;

    - ежегодно 21 мая проводить мероприятия, посвященные «Дню памяти жертв Русско-Кавказской войны XIX века». К  150-й  годовщине завершить изготовление  и установку запланированных памятников;

     - инициировать разработку Закона РФ «О преодолении последствий Русско-Кавказской войны XIX века» и принятие соответствующей программы Правительством РФ;

     - возобновить работу межпарламентского Совета трех республик (КБР, КЧР, РА) или создать координационный Совет из числа депутатов этих Парламентов адыгской национальности;

     - для укрепления связей черкесской диаспоры с исторической родиной содействовать направлению ежегодно на историческую родину молодежных туристических групп из числа соотечественников, детей на отдых. Проводить фольклорные фестивали, концерты творческих черкесских коллективов, совместные с диаспорой спортивные мероприятия.

Продолжить работу по организации регулярного авиасообщения республик со странами проживания адыгов и абаза и между РА, КБР и Абхазией;

     - практиковать проведение «круглых столов», конференций, выставок-ярмарок   с   участием   бизнесменов   из   числа  зарубежных соотечественников    и    представителей    деловых    кругов северокавказского региона;

    - постоянно    информировать    соотечественников    о    новых инвестиционных республиканских программах, изменениях в налоговом и таможенном законодательствах РФ;

    - продолжить практику установления побратимских отношений между городами Северного Кавказа и стран проживания соотечественников за рубежом;

    - в целях создания единого эфирного и информационного пространства на адыгском языке, прорабатывать вопросы использования современных компьютерных технологий, средств спутниковой связи для организации телетрансляций на страны проживания черкесской диаспоры,    повышения научно-информационного обеспечения соотечественников, организации дистанционных форм обучения их детей родному языку;

   - изыскивать финансовые возможности для издания учебной и художественной литературы для детей соотечественников, создания мультфильмов на адыгском и абазэ языках;

   - в целях сохранения культурного наследия нации осуществить перезапись старинных адыгских и абазэ песен, находящихся в архивных фондах Гостелерадио КБР, РА, в Абхазии и за рубежом на современные носители информации. При необходимости провести реставрацию старинных музыкальных записей и их переложение на ноты;

   - завершить работу по унификации адыгского алфавита и принятию единого литературного языка. Разработать меры по сближению учебных программ на факультетах адыгской филологии в ВУЗах КБР, КЧР, РА. Продумать вопросы создания институтов истории, культуры, адыгского языка и литературы;

   - во взаимодействии с Министерствами образования республик добиваться повышения уровня преподавания родного языка в школах, разработки и издания модернизированных школьных учебников адыгского языка. Проводить конкурсы и другие мероприятия, стимулирующие повышение уровня знания родного языка школьниками;

 - содействовать практическому использованию национальных языков, имеющих статус «государственного языка». Принять меры к использованию их в написании названий городов, сельских населенных пунктов, улиц и государственных учреждений КБР, КЧР, РА;

- с учетом завершения работы по изданию «Адыгской энциклопедии» и «Истории Кавказа», осуществить их перевод и издание за рубежом;

- продолжить сбор архивных материалов по истории черкесов, изданной за рубежом литературы черкесских авторов, черкесских журналов для концентрации и хранения в библиотеке Международной Черкесской Ассоциации;

- с учетом отрицательных демографических показателей стимулировать создание многодетных семей. Изыскивать средства для оказания им материальной поддержки, установления денежных грантов, премий;

- восстановить работу интернет-сайта МЧА еженедельно размещать информационные бюллетени, отражающие наиболее важные события политической, экономической, культурной жизни, происходящие на этнической родине;

- использовать для информационного обеспечения соотечественников интернет-страничку «Адыгэ Псалъэ»;

- содействовать направлению научных экспедиций для сбора научной информации в архивах стран проживания адыгов и абазэ за рубежом. Практиковать организацию встреч ученых, писателей, музыкантов для обмена информацией и взаимодействия в решении стоящих перед адыгским и абазэ народами проблем.

Для реализации целей и задач Устава МЧА взаимодействовать с Правительственными    структурами    Российской    Федерации, международными организациями, гуманитарными учреждениями и фондами.
 

Возврат